Первоклассник

1427431617_2

Как же правильно подготовить ребёнка к школе,  чтобы он чувствовал себя  уверенно в новом  коллективе?
Если Ваш ребёнок идёт в школу после садика, то он уже, скорее всего, привык быть между сверстниками.  Хотя в первом классе будет всё  по — другому:  новый распорядок дня, первый учитель, знакомство с одноклассниками. Все эти события  вызовут у Вашего ребёнка массу новых эмоций и впечатлений.  Если будущий первоклассник  пойдёт в школу из дому, не посещая детский сад до этого и  привык быть постоянно с Вами, возможно, что период адаптации для него будет проходить труднее. Хотя не всегда данное утверждение верно и зависит  всё от ребёнка,  от его характера. Ведь каждый ребёнок — это индивидуальность.   В наше время дети обычно ходят на подготовку перед первым классом в школу в течение  года или полугода. Узнают учителя, детей с которыми будут учиться. Но чтобы Ваш ребёнок чувствовал себя уверено в школе психологи рекомендуют действовать по такому плану:

1 Показать ребёнку будущую школу.

Обязательно устроить малышу подробную экскурсию. Зайти внутрь школы, показать первоклашке место, где он будет проводить учебное время — класс, спортивный зал, столовую, туалет, медпункт и прочее. Это всё необходимо, чтобы малыш привык и запомнил, что где находится на новой местности. И не терялся, особенно в первые дни.
Обратите  внимание  —  прогулки к школе нужно совершать как можно чаще, чтобы ребенок хорошо запомнил дорогу (на случай, если со временем будет ходить или возвращаться из школы самостоятельно). А также — чтобы рассчитать, какое количество времени занимает дорога в школу, спокойным шагом, без спешки и страха опоздать.

  2 Научить ребёнка собирать вещи в школу.

Объясните  будущему первокласснику, что необходимо научится самостоятельно готовиться к учебному дню: надевать форму, собирать рюкзак. Родители должны показать, что и куда класть, чтобы в портфеле легко можно было найти нужную вещь.

 3 Просыпаться рано.

Чтобы малыш не зевал на первом уроке, Вам придется изменить его распорядок дня — и постепенно приучить вставать раньше (предварительно рассчитайте, в какое время должен вставать ребенок, чтобы успевать собраться в школу без спешки и гонки). Месяца до начала занятий как раз хватит, чтобы малыш привык к новому расписанию без стресса для организма. Это важно, особенно если у Вас  маленький «соня», которого тяжело разбудить утром.

  4 Приучить к порядку в комнате.

Можно в форме игры — показать и рассказать чаду, как важно, чтобы каждая вещь находилась на своем месте. Придумайте  вместе с малышом, где будут «жить» карандаши, книги, тетрадки, фломастеры, портфель, школьная форма и прочее. И объясните, как важно, чтобы каждая вещь находилась на своём месте. Главное, чтобы ребенок привык соблюдать порядок и чистоту у себя в комнате.
  

5 Не  пугать школой и плохими оценками.
Даже если малыш не слушается или плохо себя ведет, не стоит его пугать (пусть даже в воспитательных целях) фразами типа «скоро начнется взрослая жизнь», «в школе тебя научат, как себя вести», «если не будешь слушаться, учительница тебя накажет» и прочее.
А также пусть малыш всегда знает, что в школу он идет за знаниями, а не за оценками. Поэтому если он получит «двойку», пусть не боится идти домой c плохой оценкой и не думает, что родители его разлюбят. Только не переусердствуйте.
 
     Заниматься с малышом «уроками» в форме игры, чтобы тренировать память, речь, внимание и прочее. Например, прочитайте сказку и попросите ребенка рассказать, что больше всего запомнилось, предложите нарисовать понравившихся героев  и т. д. Помогайте чаду, задавайте наводящие вопросы, размышляйте вместе с ним. Так Ваш  малыш будет учиться выражать свое мнение и не растеряется, когда учительница будет спрашивать его на уроках.
Ребёнка необходимо готовить к школе не непосредственно в последний год, а делать нужно это постепенно, развивая  кругозор Вашего малыша , его умения и навыки.
     Лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение.  Изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий  должно быть также на надлежащем уровне.

   По возможности  сформируйте  умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10).

   Обязательным есть  развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость; – тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен.

   Тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.
   Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.

   Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю.      Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу…

Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.

То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:

– обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;

– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;

– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;

– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;

– иметь положительную мотивацию, желание учиться;

– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если Вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);

– иметь позитивное отношение к самому себе.

Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела:нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.
Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, Вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи Вам!