Ментальная арифметика в домашних условиях.

Добрый день, хочу поделиться своим личным опытом познания «Ментальной арифметики». Первый раз столкнулась с этим, когда по телевизору в какой-то из программ увидела как дети считают очень быстро шевеля перед собой пальчиками. Мне стало любопытно, что же это за методика такая. В интернете я узнала, что это «Ментальная арифметика». Я педагог и мать (на тот момент четырёхлетней дочери), любопытство просто захлестнуло меня. Я пыталась найти где этому обучиться, но везде такие цены за обучение, что мне просто не осилить! Но отступать я не привыкла, поэтому шерстила весь интернет и по капельке собрала  всю информацию, которой я рада с Вами поделиться. (Жми мышкой на кнопку)

c7ad280a7ff0f6fdd62a1df60e2e5ea5_10adc00c304d31ef12d9d30e80b1019f

 И всё же что именно Вы ожидаете от занятий «Ментальной арифметикой»??? Быстро считать?  Встаёт вопрос — во первых зачем, во вторых — почему именно этот метод «Ментальная арифметика» ? Быстро считать в уме можно и при помощи состава числа. Занятия по ментальной арифметике, предполагают каждодневные тренировки. В принципе, если заниматься каждый день по 20-30 минут, посвящая другому виду счёта (например считать по составу числа, то вы так-же добьётесь великолепных результатов). Поэтому если Вы преследуете единственную цель-научиться быстро считать, то я могу с уверенностью Вам сказать, что есть и другие методы быстрого счёта. И всё же я до сих пор занимаюсь с дочерью «Ментальной арифметикой».  Эта методика прекрасно развивает память, логическое мышление. В первую очередь, занимаясь с дочерью ментальной арифметикой я преследую цель — развивать мозг. Если хотите — фитнес для мозга. Для более взрослых детей я бы могла предложить как альтернативу — шахматы, головоломки, логические задачки. Не хочу сказать, что Ментальная арифметика- это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ развития интеллекта, но всё же это очень интересно, тем более что играть в шахматы не каждый маленький ребёнок может, а вот метод ментальной арифметики позволяет и каждому малышу развиваться,  да и подростку для игры в шахматы нужен напарник, решать задачки скучновато, головоломки тоже надоедают, а здесь ребёнок ведёт свой дневник, где записывает свои результаты, видит прогресс, видит результаты других детей. Многие знают что метод ментальной арифметики, автоматически увеличивает и и скорость чтения. Всё логично, ребёнок видит показания абакуса, быстро в уме переводит их в цифры (во время чтения ребёнок тоже видит знак — символ буквы и тоже переводит его в звук). Занимаясь с ребёнком ментальной арифметикой, занимаясь репетиторством по ментальной арифметике, я вижу её несомненную пользу. Читаю иногда форумы, где обещают сразу же из ребёнка сделать ГЕНИЯ, ну это полный бред, родителей просто вводят в заблуждение такими обещаниями. (Могу предположить, что это просто заказные отзывы, тексты). Так же как и в занятии спортом без ежедневных тренировок хороших результатов не достичь, так же и здесь годы упорных тренировок! Мы по телевизору видим как дети быстро считают, вы спросите сколько они занимались? Сколько времени в день ушло на тренировки чтоб достичь такого результата? 

 Сейчас моя дочь уже считает с формулами, мы не занимаемся ментальной арифметикой каждый день по несколько часов. Нет, иногда, когда есть время, стараемся хоть раз или два раза в неделю посчитать. Моей дочери это нравится, она с удовольствием считает. Я не ставлю перед собой цель — сделать из неё гения или супер быстро считающую девочку, вовсе нет, мы занимаемся ментальной арифметикой дома, скорей для общего развития.

Научить ребёнка считать в уме — это целая наука, однако ничто не поможет ему в будущем больше. Родители могут поинтересоваться: а стоит ли заставлять ребёнка учиться устному счёту в уме, если он сам этого не просит или не осознаёт такой необходимости?

На мой взгляд — стоит. Умение считать в уме поможет ребёнку со временем покорить любые высоты в учёбе или творчестве, поскольку ничто не развивает оба полушария мозга лучше. Данная способность стимулирует работу всего мозга в процессе обучения и усвоения материала. 

Интерес к счёту в уме просыпается у детей рано, ещё в дошкольном возрасте, и его нужно продолжать подпитывать, чтобы он не угас. Его можно стимулировать через различные обучающие игры: начать с простого пересчёта игрушек, а в начальных классах сфокусироваться на таблице умножения, или же по мере прогресса перейти на изучение ментальной арифметики.

В самом начале пути и ещё до школьной скамьи, нужно учить ребёнка считать в пределах 10, дальше уже переходить к счёту двузначных цифр. Для обучения можно использовать картинки, игрушки или другие однородные предметы, которые бы откладывались в памяти у ребёнка и помогали бы ему в дальнейшем.

Однако при обучении ребёнка важно контролировать, чтобы он не считал с помощью пальцев или палочек. Освоить этот способ легко, а чтобы отучиться он него, потребуются усилия, поскольку механизм памяти задействован не будет. Это так же, как и с калькулятором: люди, которые привыкли на нём считать, впоследствии тяжело отучаются, а способности считать в уме в результате страдают.

Для занятий, я сделала презентации, по которым я и занималась. Сейчас мы купили программу. Очень хорошо для занятий использовать Флэш -карты для ментальной арифметики, без них обучение практически невозможно, мы их купили за 300 рублей, распечатали так чтоб с одной стороны была цифра, а с другой показания абакуса, заламинировали. Эти флэш-карты я использую и для развития памяти (показываю по 4-5 и более карточек, потом ребёнок воспроизводит мне показания по памяти) Сначала показываю цифры, потом показания абакуса. Флэш карты можно заказать здесь ( https://vk.com/denisq )

c7ad280a7ff0f6fdd62a1df60e2e5ea5_10adc00c304d31ef12d9d30e80b1019f

Так же Вам пригодится «Ментальная карта» screen800x500

Распечатайте её, заламинируйте и пользуйтесь! Очень удобно с настоящего абакуса, считать сначала на ней, потом на парте, потом с закрытыми глазами, потом в воздухе передвигая пальцами косточки на представляемом абакусе. 

Хочу сказать, что в ютюбе есть прекрасная девочка, мне кажется китаяночка (могу ошибаться) она прекрасно рассказывает как считать, единственный МИНУС в её видео, она не показывает как правильно ставить пальцы!!!!  В книге, которую Вы можете скачать по ссылке всё прекрасно описано, даны примеры для тренировки. Но помните, что «Ментальная арифметика» это не только счёт на абакусе, а ещё «Фитнес для мозга» Поэтому тренируйте память, логическое мышление. В моей группе» Россошь. Ментальная арифметика. Подготовка к школе» в социальных сетях «Одноклассники», в теме «Ментальная арифметика» в комментариях вы найдёте много полезной информации, игр на развитие памяти. Так же в моей группе советую посмотреть видео «Упражнения для развития правого и левого полушария мозга».   

Там же я выставила и пропись для малышей. В книге всё подробно описано, от себя лишь хочу добавить сразу приучайте обучающегося правильно ставить пальцы. Для этого сожмите кулачки и освободите два пальчика (указательный и большой), представьте что ваша рука -крабик. Указательный и большой палец не напряжены, они мягкие и подвижные, а не вытянутые прямые!!!! Ещё одно правило о котором вы нигде не прочитаете — Правой рукой считаем ТОЛЬКО единицы!!! Только на одной спице! А вот левой рукой, на всех остальных. Сначала мне это показалось неправильным, но работая, я поняла что — это действительно правильно!!! Сейчас я не только обучаю свою дочь, но и занимаюсь репетиторством. 

Диплом я получила здесь

 

Хочу сразу предупредить, здесь просто «Повышение квалификации» т.е знаний вы здесь не получите, но корочку, ДА!

Как правильно считать, вы можете прочитать здесь

 

Суть ментальной методики

Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий. В своей работе ребенок использует абакус. Этот предмет позволяет ему совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корень. Во время прохождения второго этапа ученики обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек.

Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом. Он по достоинству оценен сотнями тысяч людей и получил огромное количество положительных отзывов.

Абакус

Что же представляет собой эта загадочная и древняя счетная машинка? Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.
Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре. Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия. Расположение чисел Каковы азы счета в ментальной арифметике? Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц. Операции сложения Как научиться ментальному счету? Для этого потребуется изучить, как проводятся на абакусе арифметические действия. Рассмотрим, например, сложение. Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным. Освоение второго этапа После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса. Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении. Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

Цели и результаты методики

Обучение ментальному счету позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие специальный курс, с легкостью могут вычислить в уме десятизначные числа, умножить их и вычесть. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.
Освоение ментальной арифметики способствует следующему: активизации зрительной и слуховой памяти; умению концентрации внимания; совершенствованию смекалки и интуиции; креативному мышлению; проявлению уверенности в себе и самостоятельности; быстрому освоению иностранных языков; реализации способностей в будущем. В тех случаях, когда для освоения менара был использован профессиональный подход и специалисты достигли поставленных перед ними целей, ребенок без труда начинает решать в уме как простые, так и сложные задачи по математике. А арифметические действия на умножение и сложение он производит даже быстрее калькулятора.